Описание картин

Описание картины Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Bryullov-Karl-italyanskij-polden

Когда в 1825 году «Итальянское утро» было преподнесено императрице Обществом поощрения художников, от Николая I последовал заказ Брюллову на исполнение картины в пару к предьщущей, о чем ему было сообщено в марте 1827 года. Продолжение само собой напрашивалось в пределах темы «времена дня». Сначала то была мысль представить итальянский вечер: «молодая девушка, возвратившись домой по окончании праздника, подходит к окну, чтоб оное запереть; держа в одной руке лампу, другою делает итальянский знак приветствия лицу, предполагаемому вне дома». Но уже в июне была готова картина «Итальянский полдень». Почему Брюллов отказался от мысли изобразить вечер, точно неизвестно. Хотя нетрудно догадаться, что задуманная поначалу живописная сцена, интерьерная, с искусственным освещением, в колористическом отношении слишком резко отделялась от предшествующей и воспринималась бы как самостоятельная пьеса, отрицая идею парного ансамбля. Тогда как «Итальянский полдень» идеально рифмуется с колористической темой «Итальянского утра», образуя в сочетании с ней красивую «двухголосную инвенцию». И там и тут — уединенное от внешнего мира пространство пейзажного интерьера в обрамлении древесной листвы, игра прямого, проникающего сквозь листву и отраженного света, слабый, нежный рельеф, мягко отделяющаяся от фона линия силуэта. Но основные композиционные мотивы сопоставлены по принципу зеркального обращения: там фигура, склоненная вниз, здесь — тянущаяся вверх; там — спиной, здесь — лицом к свету. Сюжетом обоих произведений, завязкой пластической и эмоциональной «интриги» является соприкосновение и, так сказать, диалог с природными стихиями: там струя фонтана, здесь — гроздь винограда. Соотносительно превращению утра в полдень меняется типаж: утренняя «девичья краса» в первой картине и женственные стати более зрелого, «полдневного» возраста — во второй. Не исключено также, что идея изобразить полдень могла быть подсказана, несомненно, известной Брюллову статьей об «Итальянском утре» в Журнале изящных искусств, завершавшейся словами :»Желаю от всей души г. Брюллову, чтобы полдень его искусства был достоин своего прекрасного утра».

Брюлловская героиня — «женщина страстная, сверкающая, южная, италианская, во всей красоте полудня, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты». В этих словах Гоголя — та же трактовка, отвечающая букве и духу брюлловских сочинений. Ведь имеется в виду не сценка с женской фигурой в полдень, а «могущество красоты» и «пылкая роскошь страсти», образом и подобием которых в природе является «красота полудня». Женские персонажи брюлловских картин — олицетворение этой самой «красоты полудня»; если к тому же принять во внимание, что в русской романтической поэзии и «земля полуденная» — это поэтическое прозвище Италии, то само название брюлловской картины «Итальянский полдень» станет высоко значимым, на манер аллегории подразумевающим и высвечивающим весь ряд указанных мифопоэтических представлений, протянутых между античными венерами и нимфами и «нечаянными радостями» узнавания их двойников в современных прекрасных обитательницах полуденного края.

Год написания картины: 1831.

Размеры картины: 27 × 22 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.




Другие картины художника:

Описание картины Карла Брюллова "Всадница"
Описание картины Карла Брюллова "Эрминия у пастухов"
Описание картины Карла Брюллова "Гений искусства"
Описание картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"
Описание картины Карла Брюллова "Вечерня"
Описание картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи"
Описание картины Карла Брюллова "Итальянское утро"
Описание картины Карла Брюллова "У Богородицкого дуба"
Описание картины Карла Брюллова "Вирсавия"
Описание картины Карла Брюллова "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя"
Описание картины Карла Брюллова "Нарцисс, смотрящий в воду"
Описание картины Карла Брюллова "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини"
Описание картины Карла Брюллова "Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью"
Описание картины Карла Брюллова "Нашествие Гензериха на Рим"

Оставить комментарий