Описание картин

Описание картины Карла Брюллова «Нарцисс, смотрящий в воду»

Bryullov-Karl-narciss-smotryasshij-v-vodu

В 1819 Брюлловым исполнена в качестве учебной программы, то есть на заданный Академией сюжет, картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». Вместе с умением передать пластику обнаженной фигуры в ее статуарном совершенстве в ней найдены способы оживотворения самой поэзии мифа о прекрасном юноше, завороженном собственной красотой.

Светотеневая партитура с оглядкой одновременно на живопись Корреджо и Караваджо — мягкий золотистый свет, окутывающий фигуру Нарцисса на фоне затененного «пейзажного интерьера», — своего рода самостоятельное творческое наитие ученика. Брюллов понял, почувствовал возможности, таящиеся в найденном приеме, и можно сказать, что Нарцисс стал первообразом той изобразительной темы, которая многообразно варьирована в световых эффектах его будущих картин. Сама идея оживления
классики, превращения учебных слепков из гипсового класса в чувственно прельстительную, но обязательно, как того требовал академический кодекс, «благородную» красоту, это легкое веяние романтического вкуса в атмосфере академической студии стало первым опытом того «симбиоза антизма с романтизмом» (выражение Николая Надеждина), венцом которого станет впоследствии «Последний день Помпеи».

Любопытно, что картина девятнадцатилетнего ученика была куплена Андреем Ивановым — одним из учителей Брюллова, отцом Александра Иванова, и украшала его мастерскую, пока в 1842 году не была приобретена Академией для своего музея. Кстати, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам.

Автопортрет в образе Нарцисса! Что это — догадка о себе, указание на знаемую за собой черту характера и предостережение себе же: «посеешь характер — пожнешь судьбу»? Нарциссизм, самовлюбленность, утопание и гибель в объятиях аполлонической красоты собственного лица, то есть эстетизм как род самоубийства — какое странное в свете будущей судьбы художника пророчество.

Год написания картины: 1819.

Размеры картины: 162 х 209,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: мифологическая живопись.

Стиль: Неоклассицизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация.

Другие картины художника:

Описание картины Карла Брюллова "Итальянское утро"
Описание картины Карла Брюллова "У Богородицкого дуба"
Описание картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"
Описание картины Карла Брюллова "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини"
Описание картины Карла Брюллова "Эрминия у пастухов"
Описание картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи"
Описание картины Карла Брюллова "Вечерня"
Описание картины Карла Брюллова "Всадница"
Описание картины Карла Брюллова "Нашествие Гензериха на Рим"
Описание картины Карла Брюллова "Итальянский полдень"
Описание картины Карла Брюллова "Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью"
Описание картины Карла Брюллова "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя"
Описание картины Карла Брюллова "Гений искусства"
Описание картины Карла Брюллова "Вирсавия"