В 1819 Брюлловым исполнена в качестве учебной программы, то есть на заданный Академией сюжет, картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». Вместе с умением передать пластику обнаженной фигуры в ее статуарном совершенстве в ней найдены способы оживотворения самой поэзии мифа о прекрасном юноше, завороженном собственной красотой.
Светотеневая партитура с оглядкой одновременно на живопись Корреджо и Караваджо — мягкий золотистый свет, окутывающий фигуру Нарцисса на фоне затененного «пейзажного интерьера», — своего рода самостоятельное творческое наитие ученика. Брюллов понял, почувствовал возможности, таящиеся в найденном приеме, и можно сказать, что Нарцисс стал первообразом той изобразительной темы, которая многообразно варьирована в световых эффектах его будущих картин. Сама идея оживления
классики, превращения учебных слепков из гипсового класса в чувственно прельстительную, но обязательно, как того требовал академический кодекс, «благородную» красоту, это легкое веяние романтического вкуса в атмосфере академической студии стало первым опытом того «симбиоза антизма с романтизмом» (выражение Николая Надеждина), венцом которого станет впоследствии «Последний день Помпеи».
Любопытно, что картина девятнадцатилетнего ученика была куплена Андреем Ивановым — одним из учителей Брюллова, отцом Александра Иванова, и украшала его мастерскую, пока в 1842 году не была приобретена Академией для своего музея. Кстати, голова Нарцисса как-то подозрительно напоминает черты самого Брюллова, хорошо известные по многочисленным его автопортретам.
Автопортрет в образе Нарцисса! Что это — догадка о себе, указание на знаемую за собой черту характера и предостережение себе же: «посеешь характер — пожнешь судьбу»? Нарциссизм, самовлюбленность, утопание и гибель в объятиях аполлонической красоты собственного лица, то есть эстетизм как род самоубийства — какое странное в свете будущей судьбы художника пророчество.
Год написания картины: 1819.
Размеры картины: 162 х 209,5 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: мифологическая живопись.
Стиль: Неоклассицизм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Российская Федерация.