Описание картин

Описание картины Карла Брюллова «Нашествие Гензериха на Рим»

Bryullov-Karl-nashestvie-genzeriha-na-rim

В декабре 1834 года архитектор Алексей Горностаев писал Александру Брюллову о Карле: «Он сообщил мне свою гигантскую мысль — представить в картине то время, когда варвары разграбляют Рим». Эта мысль воплотилась в эскизе «Нашествие Гензериха на Рим». В 1835 году вышел в свет сборник «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя». Там напечатаны статьи «Последний день Помпеи» и «О движении народов в конце V века». Последняя излагает самые яркие моменты варварских нашествий, в том числе говорится о вандалах, их вожде Гензерихе, который «имел необыкновенное искусство грабить: после него уже никто не мог ничем поживиться». Очень затруднительно полагать, что Брюллов не заглянул в эту статью Гоголя, а ограничился только чтением гоголевских дифирамбов своей картине. Пришедшая ему еще в Риме «гигантская мысль» вдруг здесь оказалась поддержанной. Вандалы с их Гензерихом — это тоже страшная стихия, но то буря истории: столкновение миров, римского — утонченного, но дряхлого — и дикого, примитивного, варварского. Гибель античного мира здесь происходит не от природной стихии, а от вулкана по имени история. С умозрительной точки зрения это был отличный сюжет, типично романтический, а классика предстояла бы здесь в своем историческом бытии, а не как вневременной идеальный образец.

Германское племя вандалов отвоевало у Рима Северную Африку, где Гензерих основал свое государство, которое пиратствовало в Средиземном море. Огнем и мечом он крестил в христианство, и этот христианский варвар — вандал стал нарицательным именем. В 455 году вандалы вторглись в Рим и до нитки ограбили его, хватая не только золото , но и зачем-то художественные ценности, взяли в плен и увезли артистов и художников , а так же императрицу Евдоксию с дочерьми. Это именно она тайно пригласила Гензериха в Рим, чтобы, используя его силу в «разборках» и интригах по захвату императорской власти, отомстить за умерщвление своего мужа-императора. Высокомерные римляне дрались между собой руками варварских отрядов.

Сам Гензерих показан не столько римским полководцем, сколько кем-то вроде средневекового рыцаря. Его воины — африканцы, похожие на арабских бедуинов. Они грабят буквально — намечены две фигуры, которые лезут на арку, что-то оттуда срывают, выносят семисвечник и, как такую же добычу, ловят женщин.

Во многом эскиз этот — реплика Помпеи. Имеется ряд прямых повторов: группа императрицы в зубчатой короне с двумя дочерьми в центре аналогична такой же группе в правой части Помпеи, молодой человек, у которого «алжирский бедуин» утаскивает женщину, в чуть измененном виде повторяет группу, изображающую Плиния, уговаривающего свою старую мать бежать из Помпей. Правда, в этом эскизе есть драматургический центр: Гензерих на коне перед коленопреклоненной Евдоксией. Если отвлечься от общей сутолоки, можно отметить, что Брюллову удалось в этом диалоге выразить не лишенную психологической и исторической точности подробность интриги с использованием Гензериха в политической игре: варвара не манит власть римского императора и связанное с ней бремя государственных забот — только грабеж как способ существования. В отзывах современников, видевших эскиз, он так попросту и именуется «Варвары грабят Рим». Фигура епископа на втором плане тоже красноречива в своей неподвижной пассивности, он лишь свидетель гибели и разорения Р има, на который направлен «бич Божий» (именно так называли христиане другого варварского вождя — Аттилу). На уровне замысла, исторической драматургии сюжет этого эскиза вполне сопоставим с идеей картины Делакруа «Взятие крестоносцами Константинополя».

Год написания картины: 1836.

Размеры картины: 88 x 117,9 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: историческая живопись.

Стиль: романтизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

Описание картины Карла Брюллова "Всадница"
Описание картины Карла Брюллова "Итальянское утро"
Описание картины Карла Брюллова "Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини"
Описание картины Карла Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"
Описание картины Карла Брюллова "Эрминия у пастухов"
Описание картины Карла Брюллова "Вирсавия"
Описание картины Карла Брюллова "Гений искусства"
Описание картины Карла Брюллова "У Богородицкого дуба"
Описание картины Карла Брюллова "Вечерня"
Описание картины Карла Брюллова "Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью"
Описание картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи"
Описание картины Карла Брюллова "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя"
Описание картины Карла Брюллова "Нарцисс, смотрящий в воду"
Описание картины Карла Брюллова "Итальянский полдень"