Мстислав Добужинский всегда был в числе тех людей, кто знал, что полностью принадлежит искусству. Не обращая внимания на промахи и неудачи, он рос и совершенствовал свое мастерство. Наш соотечественник часто испытывал творческие муки, застои, кризисы, но боролся с собой и продолжат дарить миру свои произведения. Много картин Добужинского создано во время работы над циклом произведений о Санкт-Петербурге.
Автор часто пытался уловить, отобразить и запечатлеть дух уходящей эпохи. Нужно заметить, это ему удавалось. Абсолютно все работы талантливого живописца таят в себе смысловую нагрузку: ни одна из работ не написала просто так, для красоты.
Полотна всегда несут в себе ностальгию, память о прошлом, о значимых событиях, детских годах. Мстислав Валерианович боролся за прошлое, отображая его на холстах, он никогда не писал будущее, желаемое и очень редко действительное. В этом кроется еще одна замечательная особенность картин Добужинского.
Его образы пропитаны каким-то необыкновенным чувством, атмосферой, антуражем. Каждый зритель находит для себя что-то свое, интимное: воспоминания о своем девстве, счастливые момента, а может быть напротив — печальные мгновения, перемены или настигнувшую внезапно меланхолию.
«Человек в очках» — одна из тех работ, наталкивающих на глобальные мысли. Здесь изображен мужчина, на фоне пылающих ярких красок города он кажется строгим и мрачным. Несмотря на многообразие оттенков — город пуст: пустырь, дома и фабричные трубы. Глаза его разглядеть невозможно, он словно постепенно обезличивается, сереет.
Таким образом, Добужинский хотел передать мысль о том, как человек теряет собственную индивидуальность и становится одиноким. Акварельные краски как нельзя кстати переносят настроение автора.
Год написания картины: 1906.
Размеры картины: 63,3 х 99,6 см.
Материал: бумага.
Техника написания: акварель, уголь.
Жанр: портрет.
Стиль: экспрессионизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.