Свою замечательную работу «Домик в Петербурге» Добужинский построил с помощью контрастного облика зданий. Образ маленького домика — это добродушное и близкое ощущение тепла, он воплощает в себе покой домашнего очага и уюта. Его аккуратно покрывает белоснежная шапочка.
Ветки яблоневых деревьев закрывают маленькие окошка, посреди них спряталась небольшая скамейка, призывающая к отдыху. Зеленый цвет дома успокаивает зрителя. За стенами угадывается тихий, спокойный и творческий жизненный ритм.
Дом напротив в противовес маленькому. Он безликий, холодный, невероятных размеров и скучный. Он выходит за рамки картины слева и наверху, а справа соединяться практически с идентичным домом. Складывается впечатление, будто бы у него нету конца. Этот дом загораживает солнце для маленького, задавливает его своими размерами, душит, отбирает воздух.
Стены его окрашенным казенным бежево-желтым цветом. Однообразные окошки повторяются из ряда в ряд, и наводят мысли про одинаковые жилплощади, наполненные одинаковой мебелью, и заселенный, по-видимому такими же одинаковыми людьми.
Художник уверен, что в таких тесных квартирках могут жить только несчастные люди, некрасивые люди, бледные люди. Они окружены постоянством выцветавших слов, где нет ни грамма творчества. В их жизнях, также, как и в доме, все скучно. Таким образам художник продемонстрировал презрение к нивелировке, к жизненным стандартам, которые преподносит мещанство, пугаясь всего нового, яркого и индивидуального.
В то время как художнику близка неповторимость, целостность, необычность маленького зеленого здания. Его красота в его индивидуальности, а не в строгом ряду одинаковых окон.
Год написания картины: 1905.
Материал: бумага.
Техника написания: гуашь, пастель, карандаш.
Жанр: городской пейзаж.
Стиль: символизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.