Основатель абстракционизма Василий Васильевич Кандинский начал серьезно заниматься живописью в тридцать лет, оставив ради этого блестящую юридическую карьеру. Он учился в Европе у маститых преподавателей живописи, стремясь взять у них знаний по максимуму, но при этом уже тогда имел свой собственный узнаваемый стиль.
Поначалу художник рисовал в манере, сходной со стилем художников-импрессионистов. И ничто до 1910 года не могло указать в его работах на предстоящее рождение нового стиля под названием абстракционизм с его буйством цвета и форм. Художник считал творчество раскрепощением духа, что подтверждали все его дальнейшие работы.
Для непосвященного зрителя, привыкшего к четким предметным формам и сюжетам, достаточно сложно разглядеть в картинах абстрактного стиля ту конкретику, которую в них вложил автор. В полотне под названием «Композиция VII» (рабочее название «Потоп») есть только линии, цвета и плоскости. Но именно они передают то настроение, которое художник вложил в картину.
Драматичность самого потопа передают грубые мазки красно-синих полос, пересекающиеся с поперечными черными линиями, идущими вниз из верхней части картины. Для смягчения художник использовал розовые переливы тонов различной насыщенности, привносящие в полотно некую торжественность. Формы темно-коричневого цвета являют собой ноты безнадежности, а желтые и зеленые мазки призваны уравновесить общую палитру картины и придать всему на ней происходящему дополнительную активность.
В целом Кандинский добивался не одного только отображения потопа как драматичного момента или катастрофы, но и последующего за ним акта творения нового мира. В картине присутствует динамика движения жизни, выраженная исключительно цветом и неопределенными формами.
Год написания картины: 1913.
Размеры картины: 195 x 300 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: абстрактная живопись.
Стиль: абстракционизм.
Галерея: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.