Описание картины Густава Климта «Поцелуй»

Klimt-Gustav-poceluj

В Белом зале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в самом центре экспозиции выставки «Вена на заре XX столетия», состоявшейся в 1989 году, мощно и изысканно выделялась самая знаменитая из «золотых» картин Густава Климта «Поцелуй». Ее рельефно читающаяся декоративная орнаментация, запоминающаяся то активным ритмом больших черных кругов и прямоугольников, то вспышками красных, зеленых, темно-синих пятен в самом центре картины, казалась фрагментом древних мозаик. Благородство золота, его головокружительное свечение, тайна нанесенных на него зашифрованных обозначений — все наполнено здесь восторгом и поэзией. Осмысленное как единый монументальный блок изображение любовной пары вызывало ощущение монументальности и космической бесконечности, а пестрый луг под ногами влюбленных представлял как синоним неисчерпаемости жизни.

На цветочном поле, из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Эротический характер придают сцене чувственные линии, пышный орнамент и пряный колорит — символ роскоши и декадентства. Этот стиль часто называют стилем модерн.

Соединение в этом и других произведениях «золотого периода» захватывающего великолепия и живой вибрации жизни — одно из главных творческих открытий Климта. Он смело сводит друг с другом образ идеального мира и неожиданные душевные движения человека, аристократизм стиля и форсированную наглядность человеческих изображений. Венчающий золотую серию «Поцелуй» — один из самых оригинальных вариантов синтеза искусства и жизни, о котором мечтали художники модерна и символизма.

Московская выставка «Вена на заре XX столетия», на которой впервые в нашей стране были показаны произведения Густава Климта его «золотого периода», стала подлинным потрясением. Уставшие от холодноватого формотворчества и от дозированных эмоций, московские любители искусства были поражены темпераментом, смелостью и красотой портретов и символических композиций Климта. Завораживал сам их стиль — сияние золотых тонов, причудливость орнаментики, изящный изгиб линий. Это было совсем иное потрясение, чем от странной связи предметов в поп-арте или деформации реальности в сюрреализме, геометрических построений кубизма или лихорадочных метаний футуризма. Поразительное совмещение декора и изображения человека знаменовало и для самого живописца смелый выход в новое художественное пространство.

«Поцелуй» Климта вместил в себя смелый творческий порыв и устремление к новой организации картины, основанной на активном и строгом ритме геометрических плоскостей.

Год написания картины: 1908.

Размеры картины: 180 x 180 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: модерн.

Галерея: Галерея Бельведер, Вена, Австрия.





Оставить комментарий