Описание картины Ивана Крамского «Хохот»

kramskoj-hohot-radujsya-caryu-iudejskij

Продолжением темы Христа явилось монументальное полотно «Хохот». Как свидетельствуют письма Крамского к Федору Васильеву, оно задумывалось еще в 1872 году, после окончания «Христа в пустыне»: «Надо написать еще Христа, непременно надо, т.е. не собственно его, а ту толпу, которая хохочет во все горло, всеми силами своих громадных животных легких». Над картиной Крамской работал до конца жизни, но так и не смог ее закончить, что переживалось художником как самая мучительная творческая неудача его жизни. Тема совести, готовности к самопожертвованию сменяется в этом произведении темой кощунственно осмеиваемого страдания за идею, глумления над истиной. «Пока мы невсерьез болтаем о добре, честности, мы в ладу со всеми; попробуйте всерьез проводить ваши идеи в жизнь, посмотрите, какой хохот поднимется кругом. Я всюду слышу этот хохот. До сих пор продолжают смеяться над Ним, строя в то же время алтари», — писал Крамской. В этой картине он выразил и пессимистический опыт поколения шестидесятников, и крушение их надежд. «Хохот — ответ на дела, на убеждения, составляющие задачу и цель всей жизни. Хохот — наказание за дерзость почитать себя умнее тех, кого он мнил видеть блуждающими в неведении». Хохот — на все, что высоко и прекрасно, не похоже на пошлость, самодовольство и косность. Христос, выставленный на осмеяние. Что ему распятие? Что смерть? Но этот Хохот! Он не в состоянии был от него отделаться».

Замысел «Хохота» оказался сильнее и интереснее его исполнения. Пространство картины напоминает подмостки оперной сцены. Фигура Христа теряется среди толпы воинов. Справиться с задачей создания многофигурного монументального полотна Крамской не смог.

Тем не менее эта картина не прошла бесследно для русского искусства. Ее правая часть с хохочущими воинами и вываливающейся на зрителя фигурой первого плана послужила Репину канвой для композиции картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». «Питательной» неудавшаяся картина Крамского оказалась и для творчества Ге. Его картину «Что есть истина?» можно рассматривать как реализацию концентрированной идеи «Хохота» Крамского, идеи глумления над истиной. Ге словно «очистил» замысел Крамского от лишних фигур, оставив только Христа и Пилата. Христос Ге — развитие образа смиренного в страдании, тщедушного телом, но неуязвимого духом Христа из «Хохота» Крамского.

Год написания картины: 1877 — 1882.

Размеры картины: 373 x 501 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий