Еще в юности огромное влияние на Ивана Крамского оказали личность и творчество Александра Иванова, его подвижнический путь в искусстве. Потрясенный картиной «Явление Христа народу», Крамской определил для себя высшую задачу искусства: «Настоящему художнику предстоит громадный труд… поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу».
В своем центральном произведении «Христос в пустыне», продолжая гуманистическую традицию Александра Иванова, художник трактовал религиозный сюжет в морально-философском плане. Картина «Христос в пустыне» стала центром II передвижной выставки 1873 года, вызвав множество откликов в печати, неумолкающие споры, недоуменные вопросы. Поражал прежде всего сам образ Христа, столь далекий от церковной традиции и традиции классического европейского искусства. Авторская интерпретация личности Христа в картине оказалась остро современной.
Центральной фигурой картины Ивана Крамского «Христос в пустыне» является Иисус Христос, сидящий среди каменных руин. Задумчивый взгляд говорит о нелегких думах, терзающих и беспокоящих его. Он сидит босой, со скрещенными пальцами рук. Вся его фигура, все его жесты говорят о большой внутренней сосредоточенности сына Божьего. Тёмные волосы Христа почти сливаются с его тёмным одеянием — пурпурным балахоном и чёрным дорожным плащом.
Композиция картины, выстроенная с безупречной логикой, подобна математической формуле. Монументальная фигура Христа вырисовывается на фоне предрассветного неба. Линия горизонта делит холст на две равные части — мир дольний, земную твердь, каменистую «пустыню», погруженную в тень, мертвую и холодную, и мир горний, освещенный лучами предрассветного солнца, мир света и надежды, символ будущего преображения. Ровно на границе этих двух миров в геометрическом центре картины находятся сомкнутые в замок кисти рук Христа. Сомкнутые руки образует круг. По нему словно движутся, не находя исхода, тяжелые мысли, мысли-глыбы, будто камни, изображенные за его спиной. Замок рук и лицо Христа, находящиеся на одной оси круга, — зрительные и смысловые центры картины. Этот круг — зона наибольшего «напряжения», эпицентр свершившейся драмы мысли и чувства, свершившейся победы человеческого духа, воли, разума над хаосом, злом, пороком. Христос Крамского — символ вселенского значения этой победы и напоминание об ее огромной цене. В углах рамы картины, заказанной, по-видимому, по рисунку самого художника, — настоящие сплетенные веревки — атрибут будущих мук Христа.
Интересно художник поработал с масштабами на картине. Пейзаж, окружающий фигуру Христа, напоминает рельеф гористой местности, а сам Иисус похож на огромного исполина, возвышающегося до небес. Очень красиво играет красками небо: сверху чуть голубое, ближе к поверхности розовое, почти фиолетовое. Художник изобразил сгущающиеся сумерки, наступающую ночь.
Мастерское использование живописных приёмов Крамским делает картину «Христос в пустыне» не только очень выразительной внешне, но и наполненной глубоким духовным смыслом, который каждый зритель воспринимает по-своему.
Год написания картины: 1872.
Размеры картины: 210 x 180 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: религиозная живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.