Картина Крамского «Иродиада» (1884-1886) завершает библейскую трилогию Крамского. Как и «Хохот», картина осталась неоконченной. Тем не менее ее живописные качества был и высоко оценены Репиным, посоветовавшим Третьякову приобрести «Иродиаду» с посмертной выставки Крамского. Художник обратился к одному из самых драматичных сюжетов в библейской истории. Но при этом выбрал не кульминацию, а финал кровавой библейской драмы. В картине Крамского нет крови и ужаса, которых он всегда последовательно сторонился в своем творчестве.
Крамского интересовали философские аспекты ветхозаветной истории. «Иродиада» развивала тему «Хохота» — физической победы косного, бездуховного начала над духом и одновременно нравственного поражения животного начала. Композиция картины строится на противопоставлении тяжелой, массивной , плотной фигуры сидящей Иродиады — воплощения неодухотворенной материи, грубой плоти, и головы Иоанна Крестителя на блюде, поражающей своей красотой и одухотворенностью. Мертвое «живее» живого. Эта картина — очередной философский «трактат» художника на тему «что есть жизнь?». Жизнь — это жизнь духа для Крамского. Эта жизнь вечна, ибо не подвержена тлению. Массивная, «сырая», будто глиняная фигура Иродиады выглядит уродливой рядом с прекрасной головой Иоанна Крестителя. Красота для Крамского — это категория прежде всего духовная, нравственная.
Год написания картины: 1884-1886.
Размеры картины: 142 x 118 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: религиозная живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.