Описание картины Ивана Крамского «Лунная ночь»

kramskoj-lunnaya-noch

«Лунная ночь» — пожалуй, самый эффектный из «ноктюрнов» Крамского. Женщина в белом платье сидит на скамейке под высокими тополями старого парка, залитого лунным светом. Героине картины Крамской придал черты сходства с Еленой Третьяковой, женой Сергея Третьякова (родного брата основателя галереи), купившего «Лунную ночь». Природа в картине передана через чувства горожанина, потерявшего органичную связь с миром природы и стремящегося в него вернуться.

Переживание природы в «Лунной ночи» находится в русле романтической традиции русского пейзажа XIX столетия. Здесь можно вспомнить не только глубоко оригинальное творчество Куинджи, чей необычный по экспрессии цвета, «еретический» для живописной системы Крамского портрет был написан художником в начале 1880-х годов, но и произведения любимого друга и ученика Крамского Федора Васильева.

Крамской впервые использовал композицию с избыточным пространством, раскрытым вверх, в акварельном эскизе к большому портрету Третьяковой, где маленькая фигурка женщины белеет на фоне бесконечно высоких деревьев осеннего кунцевского парка. В живописном портрете Третьяковой от этой оригинальной композиции пришлось отказаться, но позже в «Лунной ночи» она нашла свое воплощение.

Многие критики — современники Крамского, да и сегодняшние исследователи его творчества склонны расценивать «Лунную ночь» как наиболее банальное, даже слащавое произведение художника, где он более всего потакает вкусам публики. «Картина напоминает сцену какого-то читанного в юности романа или фразу старинного романса» — эта мысль повторялась во многих рецензиях на VIII передвижную выставку, где впервые под названием «Ночь» была показана картина. Но такое прочтение совершенно не соответствует характеру личности и творчества Крамского. Безусловно, идея картины значительно глубже и, как всегда у Крамского, связана с конечными вопросами бытия человека, хрупкости, призрачности земной красоты, земных ценностей. Композиция картины строится на контрастном сопоставлении двух элементов, двух начал: фигурки женщины в белом платье на скамье в лунном сиянии и победно устремленных вверх мощных стволов тополей старого парка, задающих иной масштаб, указывающих на возможность иного пути, пути выхода за пределы круга обычной земной жизни.

Год написания картины: 1880.

Размеры картины: 178,8 x 135,2 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

1 Комментарий

  1. Аноним

    Люблю каждый раз любоваться картинами И.Крамского. Первый раз увидела репродукцию у своей БАБУЛИ — Екатерины Федоровой!

Оставить комментарий