Начатая, но не оконченная, почти монохромная, картина «Осмотр старого дома», как предыдущая работа Крамского «Русалки», может быть отнесена к жанру живописной элегии. Фабула, детали быта отступают на второй план. Так и неясно, кто главный герой картины, совершающий свою прогулку по опустевшим, неуютным и холодным комнатам заброшенного старого барского дома. Вернувшийся после долгого отсутствия барин? Покупатель, будущий хозяин? Или сам Крамской? Главное — тишина давно пустующего дома, настроение щемящей тоски, одиночества, бесприютности, разлитой в серовато-охристом мареве полотна. Пространство комнат заброшенного барского дома становится пространством воспоминаний, наполняется мыслями, эмоциями главного героя картины, с которым отождествляет себя автор.
«Осмотр старого дома» — картина-прощание с жизнью, некогда наполнявшей эти комнаты, а теперь схлынувшей и оставившей после себя бессмысленную горстку мертвых предметов — кресла в чехлах, картины на стенах. В этой картине Крамской предвосхитил «Чеховские» настроения, глухую тоску 1880-х годов, уловил момент «перехода одной исторической эпохи в другую» (Ковалевский).
Год написания картины: 1874.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: жанровая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.