Описание картины Бориса Кустодиева «Большевик»

Kustodiev-Boris-bolshevik

Через три года после Февральской революции и создания картины «27 февраля 1917 года», Борис Кустодиев, уже прикованный к постели и инвалидному креслу, пишет картину «Большевик», в которой обратился не к непосредственным впечатлениям, как в феврале 1917 года, а к синтезу, осмыслению главного, что связалось у него с понятием «большевик». Это и Октябрьская революция, и голод в Петрограде с осени 1918 года, и Гражданская война, которая еще не кончилась, но в которой уже раз биты Колчак, Деникин, Юденич и наметился явный перелом в пользу «красных». Кустодиев обыграл само слово «большевик», которое в народе нередко пытались наивно объяснить как что-то «большое», сильное. Картина откровенно строится с опорой на лубочное начало. В ярком солнечном свете конца зимы, как на масленицу, по городу шагает могучий великан, гигант в солдатских сапогах и городском шарфе, с яростно насупленными бровями и красным знаменем в руках. Оно вьется над домами бесконечной алой лентой, и всюду, где оно появляется, улицы заполняют сплошные потоки пришедшего в движение вооруженного народа — солдат и матросов, кто-то за кем-то крадется с винтовкой вдоль стены, где-то идет митинг с оратором, выступающим перед солдатами с автомобиля. Для картины характерна атмосфера фантастической реальности, своеобразного «лубочного сюрреализма». Экспрессию усиливает резкое сочетание разных ракурсов — снизу на гиганта, что его монументализирует, сверху — на толпу у его ног. Композиция странно перекликается с изображением скелета в городе в 1905 году, но здесь перед шагающей фигурой вырастает препятствие — церковь с синим куполом, украшенным золотыми звездами, и остается неясным, обойдет ее гигант или сметет со своего пути. Остановить его невозможно.

В этом образе символика-аллегорического характера Кустодиев выявил стихийную силу революции, массовость всего, что с ней связано, выразил смешанное чувство и невольного восхищения мощью, и страха перед грубой силой. Иначе передан солнечный городской пейзаж, особенно его дали, — с любованием его мирной поэтической красотой.

Год написания картины: 1920.

Размеры картины: 101 x 141 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: аллегория.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.





Другие картины художника:

Описание картины Бориса Кустодиева "После грозы"
Описание картины Бориса Кустодиева "Праздник на площади Урицкого в честь открытия II конгресса III Коммунистического интернационала"
Описание картины Бориса Кустодиева "Сенокос"
Описание картины Бориса Кустодиева "Красавица"
Описание картины Бориса Кустодиева "Ярмарка"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет А. И. Анисимова"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем"
Описание картины Бориса Кустодиева "Московский трактир"
Описание картины Бориса Кустодиева "Гроза"
Описание картины Бориса Кустодиева "Монахиня"
Описание картины Бориса Кустодиева "Русская Венера"
Описание картины Бориса Кустодиева "Матрос и милая"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет Ивана Билибина"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха"
Описание картины Бориса Кустодиева "Вербный торг у Спасских ворот"
Описание картины Бориса Кустодиева "Вступление. 1905 год. Москва"
Описание картины Бориса Кустодиева "Гулянье на Волге"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха и домовой"
Описание картины Бориса Кустодиева "Масленица"
Описание картины Бориса Кустодиева "Чтение манифеста"
Описание картины Бориса Кустодиева "Сирень"
Описание картины Бориса Кустодиева "Ярмарка"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчихи"
Описание картины Бориса Кустодиева "Земская школа в Московской Руси"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина"
Описание картины Бориса Кустодиева "Морозный день"
Описание картины Бориса Кустодиева "Автопортрет"

Оставить комментарий