Через три года после Февральской революции и создания картины «27 февраля 1917 года», Борис Кустодиев, уже прикованный к постели и инвалидному креслу, пишет картину «Большевик», в которой обратился не к непосредственным впечатлениям, как в феврале 1917 года, а к синтезу, осмыслению главного, что связалось у него с понятием «большевик». Это и Октябрьская революция, и голод в Петрограде с осени 1918 года, и Гражданская война, которая еще не кончилась, но в которой уже раз биты Колчак, Деникин, Юденич и наметился явный перелом в пользу «красных». Кустодиев обыграл само слово «большевик», которое в народе нередко пытались наивно объяснить как что-то «большое», сильное. Картина откровенно строится с опорой на лубочное начало. В ярком солнечном свете конца зимы, как на масленицу, по городу шагает могучий великан, гигант в солдатских сапогах и городском шарфе, с яростно насупленными бровями и красным знаменем в руках. Оно вьется над домами бесконечной алой лентой, и всюду, где оно появляется, улицы заполняют сплошные потоки пришедшего в движение вооруженного народа — солдат и матросов, кто-то за кем-то крадется с винтовкой вдоль стены, где-то идет митинг с оратором, выступающим перед солдатами с автомобиля. Для картины характерна атмосфера фантастической реальности, своеобразного «лубочного сюрреализма». Экспрессию усиливает резкое сочетание разных ракурсов — снизу на гиганта, что его монументализирует, сверху — на толпу у его ног. Композиция странно перекликается с изображением скелета в городе в 1905 году, но здесь перед шагающей фигурой вырастает препятствие — церковь с синим куполом, украшенным золотыми звездами, и остается неясным, обойдет ее гигант или сметет со своего пути. Остановить его невозможно.
В этом образе символика-аллегорического характера Кустодиев выявил стихийную силу революции, массовость всего, что с ней связано, выразил смешанное чувство и невольного восхищения мощью, и страха перед грубой силой. Иначе передан солнечный городской пейзаж, особенно его дали, — с любованием его мирной поэтической красотой.
Год написания картины: 1920.
Размеры картины: 101 x 141 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: аллегория.
Стиль: модерн.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.