Описание картины Бориса Кустодиева «Гулянье на Волге»

Kustodiev-Boris-gulyanye-na-volge

Отточенная у Кустодиева характеристика типов и обстановки в образах гуляний в провинциальных приволжских городах позволяет создавать настоящие шедевры. В картине «Гулянье на Волге» 1909 года публика на набережной изображена словно откуда-то сбоку и сверху, чтобы шире охватить в «далевом» образе разнообразные сцены между павильоном и спуском к пристани. Вид на Волгу с плотами и пароходом, белые пятна домиков и церковь с колокольней на противоположном луговом берегу написан в другом ракурсе, чем набережная, чтобы добиться наибольшей выразительности этой части картины. Кустодиев выстраивал ее, а не воспроизводил конкретный вид, подчиняя наблюдения главной задаче — жизненной убедительности картины как новой реальности, созданной по правилам искусства. «Далевая» позиция позволяет Кустодиеву перевести объемы фигур в силуэтные цветовые пятна. Люди лаконично характеризуются при этом выразительностью позы, жеста, костюма, взаимоотношений. Быстрыми и точными движениями кисти художник намечает образы барыни и толстяка с тростью, заглядывающегося на что-то в киоске «Воды», барышень в шляпках, с которыми пытаются завязать знакомство молодые люди, баб в платочках, разглядывающих «чистую» публику, духовой оркестр в павильоне.

Пейзаж в этом произведении играет важную роль. Гладь реки с отражением неба, переданным тонкими нюансами цвета, своим покоем оттеняет динамику гулянья. Характерно, что Кустодиев изобразил толпу не как нечто единое (такие образы у него редки), а как толпящееся, разноликое многолюдье, отличающееся богатством типажа.

Работы Кустодиева с их зоркой и меткой наблюдательностью занимательны; при знакомстве с ними недостаточно одного лишь общего впечатления — их необходимо рассматривать буквально «кадр за кадром», чтобы полностью раскрылся замысел картины, одновременно и обдуманной, и поражающей свежестью, непосредственностью восприятия жизни.

Год написания картины: 1909.

Размеры картины: 100 x 125 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий