В 1915 году Кустодиев завершил окончательное формирование своего стиля картиной «Красавица». Он раскрыл здесь традиционные вкусы в образе, окрашенном одновременно и любованием, и эротикой, и иронией, изобразив не просто полную, а на сей раз особенно пышнотелую женщину. Полусидя, полулежа на постели, она, подобно Венере Урбинской Тициана, спокойно взирает на то, как воспринимает ее зритель. Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического. Кустодиев с наслаждением передал сходство нежной и гладкой розовой кожи своей модели с цветом и гладкостью атласного одеяла, обшитого кружевами, сопоставляя крупные округлые формы женского тела с мягкостью пуховых подушек и складок одеяла. Вся атмосфера алькова с обоями на стене, украшенным и розанами, с расписной нарядной нижней стенкой постели, мягким пуфиком под ногой женщины, с фигурками (в другом варианте — цветами и украшениями) на комоде, вызывает ощущение чувственно-сонной, сладкой, расслабляюще спокойной жизни, олицетворением которой являются кустодиевская красавица и привычная ей среда.
Основой для картины Кустодиева «Красавица» послужил рисунок карандашом и сангиной, сделанный с натуры. Кстати, с натуры написано и пуховое одеяло — по воспоминаниям детей художника, это одеяло подарила супруга живописца в день его рождения.
Кустодиев работал над этой картиной ежедневно и постоянно дополнял сюжет новыми деталями — например, в сюжет картины он вписал три гипсовые фигурки, купленные им на Сытном рынке, а также повторил узор старинной стенки сундука с росписью по железу — на черном фоне красные розы в вазе.
Вот что писал об этой работе критик Володарский: «Для меня главное в картине — цвет. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами».
Считается, что картина «Красавица» стала своеобразным итогом исканий собственного стиля Кустодиева, начатых еще в 1912 году.
Год написания картины: 1915.
Размеры картины: 141 х 185 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло, пастель.
Жанр: ню.
Стиль: модерн.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.