Описание картины Бориса Кустодиева «Купчиха»

Kustodiev-Boris-kupchiha

Настоящим олицетворением характерных для нее идеалов стала кустодиевская «Купчиха» 1915 года — монументализированное изображение величавой, знающей, как надо себя достойно держать русской красавицы. Художник написал ее в полный рост, словно в парадном портрете, изобразив ее на фоне Волги, золотой осени и типичных примет приволжского торгового города с церковью, шатровой колокольней, лавкой с выложенными напоказ арбузами и яблоками, с яркими вывесками. Кустодиев восхищенно передал статность пышной фигуры молодой женщины в переливающемся темно-лиловом шелковом платье, блеск ее глаз и аккуратность прически, красоту переброшенного через руку платка и чинность жеста, которым она сложила руки с кружевным белым платочком. Легкий оттенок иронии есть и здесь, но скорее в обрисовке окружения купчихи, в том числе пары, поднимающейся в гору вслед за главной героиней. Сама же она передана с радостью создателя настоящего чуда, с тем поэтическим чувством, которое согревает полотна художника поры полного расцвета его творчества.

Вальяжный облик и дородность, которые Кустодиев придавал многим своим женским персонажам, не были плодом его выдумки — напротив, они присущи идеалу женской красоты в народной русской традиции. Известно, что еще в середине XIX века вне столичной и дворянской среды девушки на выданье надевали в праздник по несколько юбок, чтобы казаться толще. Худобу на Руси издревле считали женским изъяном, полнота воспринималась как здоровье, а с ним и способность женщины рожать детей, выполнять тяжелую работу. Полнота вошла, таким образом, в народные представления о красоте, и именно этот идеал, со всей его наивностью, стремился воплотить художник.

Год написания картины: 1915.

Размеры картины: 204 х 109 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий