Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»

Kustodiev-Boris-maslenica

К числу центральных работ всего творчества Бориса Кустодиева принадлежит «Масленица». Он не раз варьировал этот образ, но размах народного праздника, поистине «широкую» масленицу — не просто как ее последние дни, а как наивысший пик веселья, — он полнее всего передал в картине 1916 года и близких к ней ее вариантах.

Эта картина — своеобразный нерасторжимый триптих, объединенный центральной частью — панорамным видом на сказочный по красоте зимний русский город с деревьями в инее, вертикалями колоколен разного цвета и столбами морозного дыма над домами. Единству картины служит и широкое дугообразное — от края до края — расположение сцен масленичных развлечений на фоне покрытых снегом холмов и небольшой площади у одного из них. Не соблюдая, как и в народном искусстве, правильности масштабов, Кустодиев на переднем плане укрупненно изобразил расписные сани с удалым возницей и румяными седоками, а по бокам холма, в меньшем размере, других едущих. В правой части, у деревьев, напоминающих зимние брейгелевские изображения, он поместил мастеровых с девушками и гармонью, слева, у берез — мальчишек с салазками, дальше, внизу, меняя ракурс, — карусель и балаган с массой народа возле них, еще дальше, у городских торговых рядов — стоянку лихачей и отъехавшие от них сани, набирающие скорость. Все это — под холодным леденцово-зеленоватым небом с холодными же розовыми и светло-желтыми переливами облаков, со стаями птиц. Нежные переливы голубоватых и розово-лиловых тонов ложатся и на снег, на заиндевелые ветви деревьев. Влияние академических традиций сказывается и в «Масленице» — левая и правая части композиции уравновешивают друг друга. Все вместе, сливаясь в гимн во славу красоты и веселья русского праздника, составляет единое радостное и светлое зрелище народного гулянья.

Написанный яркими красками колоритный зимний пейзаж, белый снег, цветные купола — все это создает праздничный фон для изображения мчащихся саней с веселыми нарядными людьми. Изображение динамично и в то же время неподвижно. Движение саней противопоставлено замершей в преддверии весны природе и неподвижным стенам храмов. Художник выбирает традиционную для себя композицию, глядя как бы сверху, с холма, на разворачивающуюся панораму, на традиционные гуляния в последнюю неделю перед Великим постом, проводы зимы и встречу весны, что придает картине сходство с театральной сценой.

Год написания картины: 1916.

Размеры картины: 61 x 123 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.





Оставить комментарий