Описание картин

Описание картины Бориса Кустодиева «Монахиня»

Kustodiev-Boris-monahinya

Осенью 1908 года Борис Кустодиев работал в селе Успенском возле Старой Ладоги. Построенная еще в XVIII веке, эта усадьба затем принадлежала меценату Александру Романовичу Томилову, и здесь бывали крупнейшие художники русского романтизма — Орест Кипренский, Александр Орловский, Иван Айвазовский и другие.

Рядом с усадьбой находился Староладожский женский монастырь, и художник, побывав там, загорелся страстным желанием сделать портрет «одной очень интересной старухи, такой красивой и величественной». Звали ее Олимпиада. Она согласилась позировать лишь после долгих уговоров, и Кустодиев написал портрет — картину «Монахиня». Он монументализировал фигуру в мантии и клобуке, изобразив ее в ракурсе снизу, и акцентировал уверенность в себе, властность и необычное для монастыря, но смиряемое им жизнелюбие модели. Черный цвет мантии эффектно выделяет четки с крестом, сопоставляется с красками узорного парчового плата под Библией и изображенного уже в ракурсе сверху домотканого коврика на полу.

Казалось бы, художник мог быть доволен своей работой, однако всего через несколько месяцев Кустодиев сам обрушил на нее град упреков, словно забыв и нетерпение, с которым он ждал прибытия холста, чтобы начать портрет, и увлеченность, с которой тот создавался. Мастер переживал ощущение кризиса в своем творчестве, несоответствия своих работ тому, что он смутно чувствовал и что еще никак не отливалось в нужную форму. Вспоминая «Монахиню», он назвал теперь ее «хламом», его раздражали в ней излишняя, на его взгляд, натуральность и недостаточная степень декоративности. Он писал жене: «Все эти «монахини» — это не то, что я хочу», «если что меня и привлекает, так это декоративность. Композиция и картина, написанная не натурально, не грубо вещественно, а условно — красива». Он считает, что его портреты с неизбежным для них требованием сходства, «натуральности», тормозят его поиски. Кустодиев вспомнил, что у него уже начинало однажды появляться «именно то», что он хотел бы видеть и в других своих вещах. Речь идет о его Ярмарках. Они помогли ему преодолеть кризис, вступить на новый путь.

Год написания картины: 1908.

Размеры картины: 134 x 195 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Другие картины художника:

Описание картины Бориса Кустодиева "Сирень"
Описание картины Бориса Кустодиева "Большевик"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет А. И. Анисимова"
Описание картины Бориса Кустодиева "Матрос и милая"
Описание картины Бориса Кустодиева "Гроза"
Описание картины Бориса Кустодиева "Масленица"
Описание картины Бориса Кустодиева "Автопортрет"
Описание картины Бориса Кустодиева "Вступление. 1905 год. Москва"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина"
Описание картины Бориса Кустодиева "Гулянье на Волге"
Описание картины Бориса Кустодиева "Чтение манифеста"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчихи"
Описание картины Бориса Кустодиева "Сенокос"
Описание картины Бориса Кустодиева "Красавица"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет Ивана Билибина"
Описание картины Бориса Кустодиева "Ярмарка"
Описание картины Бориса Кустодиева "Праздник на площади Урицкого в честь открытия II конгресса III Коммунистического интернационала"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем"
Описание картины Бориса Кустодиева "Морозный день"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха и домовой"
Описание картины Бориса Кустодиева "После грозы"
Описание картины Бориса Кустодиева "Вербный торг у Спасских ворот"
Описание картины Бориса Кустодиева "Земская школа в Московской Руси"
Описание картины Бориса Кустодиева "Московский трактир"
Описание картины Бориса Кустодиева "Ярмарка"
Описание картины Бориса Кустодиева "Русская Венера"