Описание картины Бориса Кустодиева «Московский трактир»

Kustodiev-Boris-moskovskij-traktir

Зрелый стиль Кустодиева ярко проявился в его картине 1916 года «Московский трактир». Известно, что в числе характерных примет московского быта издавна была любовь к чаепитию. Еще в 1848 году в одном из своих очерков московской жизни Иван Кокорев писал: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот». Кустодиева привлекла возможность представить зрителям картину одной из разновидностей московской традиции. Будучи в Москве, художник внимательно присматривался к обстановке трактира, куда в морозы по сложившемуся обычаю приходили отдохнуть и попить чаю извозчики-лихачи, старообрядцы, соблюдавшие неторопливый, чинный ритуал чаепития. Образ, созданный Кустодиевым, — плод сочетания жизненных наблюдений и богатства фантазии, на основе которой происходит «разрастание» или «сгущение» качеств натуры. Художник стремился к острой характерности в трактовке интерьера, типов, костюмов, в передаче поведения людей. В том-то и состоит одна из главных задач и вместе с тем трудностей в его работе, чтобы при всей заведомой «построенности», условности изображенного, у зрителя возникло ощущение полной достоверности картины, нерасторжимости жизненной и художественной правды.

В основу цветового строя полотна Кустодиев положил красный цвет, чтобы условно передать атмосферу жара трактирного чаепития и в то же время вызвать ассоциации при изображении народных типов лиц с краснофонными новгородскими иконами. На переднем плане, как на сцене театра, художник представил под иконой Николая-угодника кружок лихачей разного возраста в своих типичных синих армяках, подпоясанных цветными кушаками. Они истово прихлебывают чай с блюдечек, а самый молодой из них, грамотный, читает Русское слово — популярнейшую и рассчитанную «на народ» московскую газету сытинского издательства.

За симметрично расположенными арочными сводами, словно за боковыми кулисами, контрастно сопоставлены еще два интерьера — заставленное расписными чайниками и завешенное нарядными подносами тесное помещение с закусками на стойке и всевидящим хозяином трактира у граммофона и помещение для избранных посетителей с «романтическим вкусом». Трактирная романтика — это пальма в кадке, морской лунный пейзаж на стене, певчие птицы в клетках. Беготня расторопных половых-ярославцев подчеркивает позу их товарища, задремавшего справа у стола от временного безделья, контрастирует с неспешными движениями пьющих чай.

Создавая сплав высокой профессиональной культуры живописи с традициями лубка, понятого в самом широком смысле, как изобразительное фольклорное начало, Кустодиев в то же время сближал станковую живопись с элементами театральной, чтобы добиться зрелищности образа, его содержательной «густоты», сконцентрированности. Новой в его искусстве стала намечающаяся тенденция использовать приемы академического наследия, прежде всего симметричность, уравновешенность композиции. Его картина наглядно раскрывает целый пласт московского, а через него — и русского традиционного быта.

Год написания картины: 1916.

Размеры картины: 99,3 х 129,3 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.





Оставить комментарий