В своих портретах Кустодиев, как правило, отказывался от традиционного использования нейтрального фона и заменял его элементами интерьера (или, в дальнейшем, пейзажа), что придает работам оттенок жанровости. Некоторые из них превращаются в портреты-картины. Всюду ощущается интерес к передаче световоздушной среды, пристрастие к контрастам темного и светлого, к крупным пятнам неяркого цвета при гамме с преобладанием глубокого черного, коричнево-красных, серо-серебристых тонов. Все это сочетается с мягкой, свободной манерой живописи, со стремлением использовать длинные, текучие, размашистые («как у Цорна») мазки. Палитра Кустодиева еще достаточно темна и пока не предвещает тех смелых цветовых решений, к которым он обратился позже.
Образ Ивана Билибина, соученика Кустодиева по Академии, динамичен по композиции и позе портретируемого, который активен и в своем прямом «общении» со зрителем. Портрет создавался в ту пору, когда Билибин вырабатывал свой оригинальный стиль в иллюстрировании русских сказок и добился первых успехов и растущего признания. Кустодиев подчеркнул саму манеру Билибина держаться — свободную, непринужденную, независимую. Человек с внимательными глазами художника и утонченными чертами лица, Билибин причесан по-крестьянски, на прямой пробор, а одет, по уверениям самого Билибина, «по-онегински», в специально сшитый длиннейший сюртук, напоминающий фрак, которым владелец любил слегка шокировать окружающих. На манер прожигателей жизни сюртук элегантно украшен сочным пятном красной гвоздики.
Кустодиев написал портрет широко и свободно, словно подыгрывая своей манерой раскованности модели, желающей предстать в облике денди, войти в роль в духе пушкинского героя. Артистизм, обаяние, независимость характера — вот черты Билибина, которые раскрыл Кустодиев. Этот эффектный театрализованный портрет типичен для рубежа веков сочетанием «среза» композиции на импрессионистический лад со свойственной стилистике модерна любовью к крупному цветовому силуэтному пятну. Портрет был показан в Мюнхене на международной выставке и получил почетную награду — вторую золотую медаль. Это было первое признание искусства Кустодиева за рубежом.
Год написания картины: 1901.
Размеры картины: нет данных.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: портрет.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.