Картина «Ярмарка» была написана Борисом Кустодиевым в 1906 году по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая намеревалась издать серию воспроизведений современных картин для народа, выполненных в духе лубка. Для Кустодиева заказ оказался счастливым случаем, так как стимулировал его собственные поиски празднично-красочной живописи. На ярмарках покупали и продавали, общались, играли, веселились. Такую ярмарку — праздник для всех деревенских жителей — и изобразил на своей картине Борис Кустодиев.
Художник передал пестрое, многоцветное зрелище ярмарочной сутолоки, используя чистые, яркие красочные пятна и композицию, словно срезанную по краям и выхватывающую фрагмент толпы, часть потока людей. Они движутся в разных направлениях вдоль линии лотков. Здесь нет четко выделенных главных персонажей и какого-либо единого общего действия, каждый занят своим: мальчонка слева — свистульками, румяная, похожая на куклу девочка справа — разглядыванием кукол, баба в ситцевом цветастом платье — выбором граблей, парень в картузе, сопровождаемый приятелем, — гармоникой, старик в лаптях, купивший новые валенки, — степенной беседой на ходу с другим, опирающимся на палку.
Художник не показал лиц участников ярмарки: они воспринимаются одним целым. В глазах пестрит от мелькающих праздничных одежд: нарядные платья женщин, яркие платки, новые лапти и кафтаны мужчин. На переднем плане Кустодиев изобразил двух пожилых мужчин, которые что-то яростно спорят: может, о чем-то торгуются, может, обсуждают предыдущие ярмарки. Неподалёку мальчик, который жует сахар, и девочка, держащая в руках новую куклу. Две женщины стоят возле прилавка и обсуждают товар, другие примеряют узорные платки. В другой части картины покупатели выбирают необходимые в хозяйстве вещи: лопаты, грабли, ведра. Заметно, как женщина торгуется с продавцом. Рядом молодые парни хотят приобрести какой-нибудь музыкальный инструмент. Больше всего привлекает их гармонь — они испытывают её звучание. Яркие краски, бурная деятельность — ярмарка кипит, веселится, советуется, торгуется, обсуждает товары и последние новости.
На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Она исполнена совершенно в иных тонах — серые дома, серое низкое небо. После окончания ярмарочного дня людям придётся вернуться к повседневной серой жизни и с нетерпением ожидать новой яркой ярмарки.
Над всем этим зрелищем возносятся белые и розовые, с зелеными крышами церкви и колокольни, у подножия которых развернулся торг. Пространство у Кустодиева до предела загущено фигурами и изображением ярмарочных товаров, композиция строится полосами, ярусами — таковы изображения толпы , холщовых навесов над лотками, полос дальнего леса и белесоватого от облаков неба. Цвет не подчинен «натурности», не зависит от условий меняющегося естественного освещения, и хотя внутри его пятен художник передает тонкие красочные нюансы, в целом цвет «уложен» в четкие обобщенные линии силуэтов, упрощающих и уплощающих форму . Фрагментарность композиции, яркость цвета, уплощенность
объемов — все в картине «выстроено», а не «списано с натуры», все подчинено условности изображения, решению декоративных художественных задач, выразительным характеристикам типов ярмарочной публики. Уже на этой картине — первой в ярмарочной серии — наметился, таким образом, ряд основных черт неповторимо-индивидуального почерка бытовых картин Кустодиева, но эти особенности, однако, были им не сразу и не до конца осознаны как важная находка. Поиск декоративности привел художника к некоторой пестроте цвета, которую он стремился убрать, смягчая ее излишнюю резкость за счет общей гармонизации красочных пятен, их соотношения друг с другом на плоскости картины. В портретах, где Кустодиев опирался на традиции пленэрности и пользовался затемненной и суженной красочной гаммой, он успешно добивался общего тона. Здесь эта задача не стояла и прошлый опыт помочь не мог. На новом пути возникли и новые для художника трудности в преодолении недостатков цветового строя. Александр Бенуа однажды назвал его специфику у Кустодиева «дракой красок». Кустодиев, однако, считал, что пестрота присуща самой русской жизни, является ее характерным качеством, и в дальнейшем не отказывался от цветовой интенсивности в своих полотнах, продолжая поиски своеобразной «сгармонированной пестроты». Острая индивидуальность почерка Кустодиева в «Ярмарке» произвела впечатление на членов Совета Третьяковской галереи, и картину купили для этого музея.
Год написания картины: 1906.
Размеры картины: 66,5 x 88,5 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: жанровая живопись.
Стиль: модерн.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
К какому жанру относится картина Ярмарка исторической живописью или монументальная живопись