Описание картины Бориса Кустодиева «Ярмарка»

Kustodiev-Boris-yarmarka

Картина «Ярмарка» была написана Борисом Кустодиевым в 1906 году по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг, которая намеревалась издать серию воспроизведений современных картин для народа, выполненных в духе лубка. Для Кустодиева заказ оказался счастливым случаем, так как стимулировал его собственные поиски празднично-красочной живописи. На ярмарках покупали и продавали, общались, играли, веселились. Такую ярмарку — праздник для всех деревенских жителей — и изобразил на своей картине Борис Кустодиев.

Художник передал пестрое, многоцветное зрелище ярмарочной сутолоки, используя чистые, яркие красочные пятна и композицию, словно срезанную по краям и выхватывающую фрагмент толпы, часть потока людей. Они движутся в разных направлениях вдоль линии лотков. Здесь нет четко выделенных главных персонажей и какого-либо единого общего действия, каждый занят своим: мальчонка слева — свистульками, румяная, похожая на куклу девочка справа — разглядыванием кукол, баба в ситцевом цветастом платье — выбором граблей, парень в картузе, сопровождаемый приятелем, — гармоникой, старик в лаптях, купивший новые валенки, — степенной беседой на ходу с другим, опирающимся на палку.

Художник не показал лиц участников ярмарки: они воспринимаются одним целым. В глазах пестрит от мелькающих праздничных одежд: нарядные платья женщин, яркие платки, новые лапти и кафтаны мужчин. На переднем плане Кустодиев изобразил двух пожилых мужчин, которые что-то яростно спорят: может, о чем-то торгуются, может, обсуждают предыдущие ярмарки. Неподалёку мальчик, который жует сахар, и девочка, держащая в руках новую куклу. Две женщины стоят возле прилавка и обсуждают товар, другие примеряют узорные платки. В другой части картины покупатели выбирают необходимые в хозяйстве вещи: лопаты, грабли, ведра. Заметно, как женщина торгуется с продавцом. Рядом молодые парни хотят приобрести какой-нибудь музыкальный инструмент. Больше всего привлекает их гармонь — они испытывают её звучание. Яркие краски, бурная деятельность — ярмарка кипит, веселится, советуется, торгуется, обсуждает товары и последние новости.

На заднем плане картины Борис Кустодиев изобразил деревню. Она исполнена совершенно в иных тонах — серые дома, серое низкое небо. После окончания ярмарочного дня людям придётся вернуться к повседневной серой жизни и с нетерпением ожидать новой яркой ярмарки.

Над всем этим зрелищем возносятся белые и розовые, с зелеными крышами церкви и колокольни, у подножия которых развернулся торг. Пространство у Кустодиева до предела загущено фигурами и изображением ярмарочных товаров, композиция строится полосами, ярусами — таковы изображения толпы , холщовых навесов над лотками, полос дальнего леса и белесоватого от облаков неба. Цвет не подчинен «натурности», не зависит от условий меняющегося естественного освещения, и хотя внутри его пятен художник передает тонкие красочные нюансы, в целом цвет «уложен» в четкие обобщенные линии силуэтов, упрощающих и уплощающих форму . Фрагментарность композиции, яркость цвета, уплощенность
объемов — все в картине «выстроено», а не «списано с натуры», все подчинено условности изображения, решению декоративных художественных задач, выразительным характеристикам типов ярмарочной публики. Уже на этой картине — первой в ярмарочной серии — наметился, таким образом, ряд основных черт неповторимо-индивидуального почерка бытовых картин Кустодиева, но эти особенности, однако, были им не сразу и не до конца осознаны как важная находка. Поиск декоративности привел художника к некоторой пестроте цвета, которую он стремился убрать, смягчая ее излишнюю резкость за счет общей гармонизации красочных пятен, их соотношения друг с другом на плоскости картины. В портретах, где Кустодиев опирался на традиции пленэрности и пользовался затемненной и суженной красочной гаммой, он успешно добивался общего тона. Здесь эта задача не стояла и прошлый опыт помочь не мог. На новом пути возникли и новые для художника трудности в преодолении недостатков цветового строя. Александр Бенуа однажды назвал его специфику у Кустодиева «дракой красок». Кустодиев, однако, считал, что пестрота присуща самой русской жизни, является ее характерным качеством, и в дальнейшем не отказывался от цветовой интенсивности в своих полотнах, продолжая поиски своеобразной «сгармонированной пестроты». Острая индивидуальность почерка Кустодиева в «Ярмарке» произвела впечатление на членов Совета Третьяковской галереи, и картину купили для этого музея.

Год написания картины: 1906.

Размеры картины: 66,5 x 88,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.





Другие картины художника:

Описание картины Бориса Кустодиева "Монахиня"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчихи"
Описание картины Бориса Кустодиева "Московский трактир"
Описание картины Бориса Кустодиева "Вступление. 1905 год. Москва"
Описание картины Бориса Кустодиева "Большевик"
Описание картины Бориса Кустодиева "Земская школа в Московской Руси"
Описание картины Бориса Кустодиева "Морозный день"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем"
Описание картины Бориса Кустодиева "Праздник на площади Урицкого в честь открытия II конгресса III Коммунистического интернационала"
Описание картины Бориса Кустодиева "Сирень"
Описание картины Бориса Кустодиева "Автопортрет"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет А. И. Анисимова"
Описание картины Бориса Кустодиева "Вербный торг у Спасских ворот"
Описание картины Бориса Кустодиева "Масленица"
Описание картины Бориса Кустодиева "Ярмарка"
Описание картины Бориса Кустодиева "Гроза"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет Ф.И. Шаляпина"
Описание картины Бориса Кустодиева "Красавица"
Описание картины Бориса Кустодиева "После грозы"
Описание картины Бориса Кустодиева "Гулянье на Волге"
Описание картины Бориса Кустодиева "Купчиха и домовой"
Описание картины Бориса Кустодиева "Русская Венера"
Описание картины Бориса Кустодиева "Сенокос"
Описание картины Бориса Кустодиева "Портрет Ивана Билибина"
Описание картины Бориса Кустодиева "Чтение манифеста"
Описание картины Бориса Кустодиева "Матрос и милая"

1 Комментарий

  1. Аноним

    К какому жанру относится картина Ярмарка исторической живописью или монументальная живопись

Оставить комментарий