Ранний, написанный в юности в 1880 году, когда мастерство, во всём его великолепии, и признание, ещё не пришли к нему. В момент написания портрета художнику 20 лет.
На нас смотрит еврейский юноша, с типичными южными чертами лица. Если бы мы не знали, что юный человек на портрете, высланный, по царскому указу, запрещавшему жить евреям в «исконно русской» Москве, житель черты оседлости, не имеющий права проживать в больших городах, то могли бы предположить, что это персонаж с картины Карла Брюллова или Александра Иванова.
Шапка кудрявых волос, разлёт бровей, огромные пытливые глаза, хорошей формы нос, полные красиво очерченные губы и утончённый овал лица с пробивающейся бородкой, итальянец, грек, житель античности, таким представляются нам поющие «О, солее мио!..» колоритные гондольеры в венецианских лагунах.
Наклон головы выдаёт упрямый характер, и взгляд… умный взгляд много пережившего человека. В свои двадцать он уже пережил смерть семьи, голод, нищету. В свои двадцать он одержим желанием писать только природу, только деревья, траву и небо. Преподают в его классе потрясающие педагоги и гениальные пейзажисты: Поленов, Перов и Саврасов, которые учат его писать не только осязаемую натуру, но воздух и голоса птиц.
Этот автопортрет не живопись, а лёгкий рисунок кистью на бумаге, уголь, белила и тушь, в сочетании с мягким тёплым тоном фона создаёт ощущения живописного полотна. Он написан или лучше сказать, нарисован, как бы мимоходом, быстро и остро.
Штрихи, по краю изображения, являются широкими мазками кисти. В то же время лицо и голова моделируются, хотя и свободно, но детально и подробно, передавая черты лица и его выражение. Трезвое изображение реалистично: видно — беден, видно — художник, видно – еврей. Общий фон светлый, на котором чёрные волосы и пиджак образовывают тёмный силуэт. Само лицо тонально не выделено в композиции и кудри, и бородка обрамляют его, придавая образу оттенок романтичности и драматизируя его.
Все социальные направляющие, конкретность изображения, виртуозность руки, но ещё не осознанная тяга к свободе самовыражения, показывают, в столь юном возрасте, будущего мастера.
Год написания картины: 1885.
Размеры картины: 62,3 x 47,7 см.
Материал: бумага.
Техника написания: тушь, размывка.
жанр: автопортрет.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.