После разрыва Казимира Малевича с импрессионизмом в 1912 году, в его работах обнаруживаются все более четкие признаки кубизма. В этот период художник пишет цикл так называемых крестьянских работ, и бесспорно можно сказать, что весь крестьянский цикл, независимо от дат написания, — это его путь к созданию картины «Крестьянин» («Косарь»). Это полотно имеет исключительную важность для истории искусства, которую трудно переоценить. Едва ли сам автор понимал ясно значение этой работы, которая является безусловным шедевром переходного периода и к которой он пришел интуитивно.
В фигуре крестьянина, застывшей в трагическом оцепенении, запрессована совокупность страданий и чаяний всего русского крестьянства. Перед нами не какой-либо конкретный человек с его переживаниями, а русский крестьянин вообще, с его болью и упованием. Когда-то, отказавшись в живописи от целей идеологических и религиозных, от искусства «писания идей» и устремившись в «искусство самого писания», Малевич создал принципиально новый, ни с чем не сравнимый, образ. Лицо крестьянина, торжественно стоящего на пылающем красном фоне, удивительным образом сочетает каноническую большеглазость и обобщенность неиндивидуальных черт.
Год написания картины: 1912.
Размеры картины: 66,5 х 113,5 см.
Материал: бумага.
Техника написания: черная акварель, графитный карандаш.
Жанр: портрет.
Стиль: кубизм.
Галерея: Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород, Россия.