Описание картины Михаила Нестерова «Дмитрий-царевич убиенный»

nesterov-dmitrij-carevich-ubiennyj

Еще в 1895 году Нестеров посещает Углич, чтобы написать этюды для «Дмитрия-царевича убиенного». Здесь он идет в музей, переделанный из дворца царевича, где видит много икон с его изображением. В церкви он
рассматривает пелену, шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В.М. Михееву, удается найти старую легенду об «Отроке — мученике». В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича.

Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Это ликующий светлый мир. Нестеров любовно обласкивает кистью каждую его деталь — желтые цветы на первом плане, пушистую вербу, тонкие белые березки, покрытые весенним пухом. Вдали виднеется уютная церковь. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице. «Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича» — этого эффекта добивался Нестеров в картине. По сути же она утверждала весеннее ликование жизни вечной, вера в которую была так необходима в тот момент Нестерову — отцу ребенка, находящегося на пороге смерти.

В картине использованы элементы иконы — нимб над головой царевича, Спас в небе, его благословляющий. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем.

Светлая голубовато-зеленая гамма красок подчеркнута единственным ярким пятном — алой шапочкой царевича. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию.

А. Бенуа критически высказался о церковных росписях Васнецова и Нестерова, но добавил: «…если бы Нестеров писал только свои церковные, ничем по сладости и искусственности не отличающиеся от фальшивых созданий Васнецова, то он представлял бы очень мало интереса, так как в истории копии не идут в сравнение с оригиналами. Однако Нестеров заслуживает совершенно иного отношения, так как он создал не одни свои иконы, но и несколько (к сожалению немного) картин, в которые ему удалось вложить много личного по существу и значительности превосходящего даже творчество Васнецова. Но в этих своих работах последнего рода Нестеров уже является художником нового периода, периода свободного, личного и «вдохновенного» начала в искусстве». Нестеров согласился с этим суждением.

Год написания картины: 1899.

Размеры картины: 197 х 175 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: символизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий