Описание картины Михаила Нестерова «Под Благовест»

nesterov-pod-blagovest

Картина «Под Благовест» была написана Нестеровым под впечатлением поездки летом 1895 года по старым русским городам. Художник был восхищен древними «высокохудожественными», как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли.

Первоначальный замысел Нестерова заключался в том, чтобы передать разницу характеров двух монахов, погруженных в молитву. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Другой, молодой, — трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. К счастью, художник отказался от литературности и даже анекдотичности своего первоначального намерения, не стал заниматься передачей полярных характеров средствами психологического анализа. Главное в картине — единство поэтического настроения людей и пейзажа, не нарушаемое критическими нотами. Важную роль здесь играет повтор черных выразительных монашеских силуэтов, перекликающихся с ритмом тонких весенних березок на втором плане. В глубине — одна из тех древних церквушек, которыми Нестеров любовался в Переславле-Залесском, Ярославле, Угличе, Ростове Великом. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Настроение весеннего пробуждения природы захватывает и людей, отрешившихся от мирской суеты, — недаром молодой монах держит в руке пушистую веточку вербы. Оба монаха — «мечтатели», писал Нестеров о своей уже законченной картине. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он «заставил его примириться с монахами». Название этой работы «Под Благовест» было придумано писателем В.С. Соловьевым.

Василий Розанов писал, что Нестеров «вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную, и — облек ее в краски исторические, в быт исторический. Она — лична, порывиста, пылает, а не теплится».

Интересно сопоставить две картины Нестерова — «Молчание» и «Под Благовест». В обеих присутствует тема двойничества, которая позднее разовьется в картинах «Два лада» и «Философы». Монахи стоят на некотором расстоянии друг от друга, и это расстояние становится у Нестерова пространством молитвы и тишины. В «Молчании» это расстояние больше, и глубже ощущается покой и благодать.

Год написания картины: 1895.

Размеры картины: 159 х 124 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: символизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий