Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Ольги Нестеровой»

nesterov-portret-olgi-nesterovoj

С одного и того же человека Нестеров часто пишет последовательно два портрета, первоначально — аналитический, затем — подводящий итоги изучения. В своих портретах-обобщениях Нестеров часто прибегает к приемам нового стиля: отбору определенных черт модели, выявляющих ее сущность, выразительности силуэта или характерности жеста, доходящих до гротеска, декоративной стилизации, одухотворенному колориту.

В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, — в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы. Нестеровым было сделано много этюдов, однако портрет он заканчивает в Киеве. Так как Ольги не было в городе, ему позировала Е.П. Нестерова. В это время была дописана нижняя часть картины.

Композиционным нервом портрета-картины является контраст удлиненного остроэлегантного темного вертикального силуэта амазонки, подчеркнутого узким вертикальным форматом холста, и светлого вечереющего пейзажа, построенного на повторах горизонталей. Параллельные горизонтальные линии вносят в пейзаж покой, и вместе с тем они фрагментируют портрет словно бы на отдельные кадры, сообщая динамику статичному в основе образу.

Вечерний пейзаж по-нестеровски элегичен. Меркнущие розово-золотистые краски неба, отраженные в неподвижной глади реки, делают траву голубовато-зеленой, бросают холодные отсветы на романтически
бледное лицо девушки. Еще ярче кажутся ее губы, цвет которых подчеркнут малиновой шапочкой.

Амазонка предстает одинокой мечтательницей, с изящной и загадочной душой, отзывчивой на красоту природы и искусства. Она стала собирательным образом женщины «конца века». Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, «дыша духами и туманами», она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма. Она пополнила собой галерею замечательных образов русских женщин от «смольнянок» Левицкого, героинь Рокотова и Боровиковского до «Девочки с персиками» Серова и девушек Борисова-Мусатова.

Трудно поверить но так это и было — в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась
узницей «архипелага ГУЛАГ».

Год написания картины: 1906.

Размеры картины: 175 х 86,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: символизм.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий