Описание картины Михаила Нестерова «Портрет Веры Мухиной»

nesterov-portret-very-muhinoj

Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура «Рабочий и колхозница», созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее.

Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское. Руки чешутся написать ее, она согласна». Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: «Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна».

Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Зато фигура Борея — вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам.

Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее
щеки. В выражении глаз — неподдельное вдохновение творца. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики.

Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном.

Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца.

Год написания картины: 1940.

Размеры картины: 80 х 75 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.





Оставить комментарий