Картина Василия Перова «Тройка» имеет тривиальный для своего времени сюжет и непростую историю написания. Художнику было сложно найти натурщиков для героев своей картины: детей, которые вынуждены тянуть огромную бочку воды. Проще всего было с боковыми персонажами – натурщики для них нашлись быстро, а вот натурщика для среднего героя долго не мог подобрать. Желающих позировать в мастерской практически не было.
Вначале Перов делал много эскизов, рисовал этюды, пытаясь найти в лице ребёнка страдания и муки. Художник уже нашел композицию, выстроил тройку, а лица среднего извозчика до сих пор не было. И вот как раз, проходя мимо толпы бедных детей, он заметил мальчика. Перову удалось разыскать родителей этого ребёнка, они были простыми крестьянами. Так как в народе было много суеверий по поводу нарисованных людей, мать долго не позволяла художнику работать с её сыном. Но после всё же дала разрешение.
Когда картина была завершена, её ждал грандиозный успех. Все посетители на выставке были поражены безысходностью, злополучием судьбы этих детей. Через какое-то время работники галереи заметили, что одна и та же посетительница приходит к картине каждый день, и стоит перед ней в слезах. Вскоре выяснилось, что это женщина — мама «среднего извозчика», который недавно умер от тифа. Печальную историю этой женщины передали Перову, который незамедлительно решил с ней встретиться. При встрече несчастная мать умоляла продать ей картину, предлагая последние деньги. Конечно же это было невозможно, но Василий Григорьевич чтобы утешить мать, написал портрет её сына, который ей и подарил.
Картина «Тройка» до сих пор впечатляет своей экспрессивностью и эмоциональностью. А по многочисленным эскизам и этюдам можно просмотреть всю историю работы над полотном и проследить мысли и взгляды художника.
Год написания картины: 1866.
Размеры картины: 51,5 x 65,8 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: жанровая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Если мне память не изменяет, то портрет Ф.М. Достоевсккого, у В. Перова, был в зеркальном отображении..