Перед вами картина Василия Григорьевича Перова «Учитель рисования». (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Написанная в 1867 году на деревянной дощечке фирмы Виндзор и Ньютон, она знакомит нас с участью художника, преданного идеалам прекрасного, но не нашедшего признания. Пожилой, с реденькими волосиками, в потертом, но аккуратном костюме, с потухшим взором, направленным поверх очков в никуда, он сидит, словно пришибленный жизнью, держа в руке рисовальный грифель. Внизу, возле кресла (с какой простотой, несколькими светлыми мазками оно характеризовано!), папка с рисунками, видавший виды цилиндр. За спиной учителя на пюпитре учебные таблицы, предназначенные для копирования: глаз в трех поворотах, губы.
В этой крохотной по размерам (25/20см) картине, пожалуй, самое поразительное заключается в высочайшей композиционной ее сложности. И дело здесь не в соотношениях цветовых пятен, гармонии линий и контуров, которыми в последнее время все чаще определяются достоинства живописи, а в наполненности произведения неспокойной мыслью художника, болью его чуткого сердца.
Начало работы над композицией относится к 1863 году, когда 29-летний художник находился в Париже, но мысленно не расставался с родной Россией. На карандашном эскизе сцена представлена подробнее. В соседней комнате равнодушные хозяйские детки. На стене криво висящий романтический пейзаж. Во всей обстановке чувствуется небрежение к искусству. Даже собачка и та проявляет недружественное отношение к прошлому служителю муз. В процессе работы Перов производит отбор наиболее важных, «говорящих» элементов композиции от второстепенных, мешающих, придает скромной бытовой сценке драматический накал. Многоплановый рассказ о горестной доле учителя Перов решает самым выразительным, умным и лаконичным образом — через одну фигуру, соподчиняя менее значительное ведущей пластической и смысловой идее.
Картина выполнена на двухслойном грунте: нижний слой — белый, верхний — розовато-кремовый. Подготовительный рисунок сделан серой краской. Подмалевок решен в два цвета: малиновым и желтым. Малиновый цвет тонально разработан. Повторно картина прописывалась уже в раме.
Еще раз всмотритесь в репродукцию. Постарайтесь проанализировать эту грустную художественную новеллу. Попробуйте перенести полученные вами впечатления на свою каждодневную работу. «Искусство прошлого, — говорил великий Александр Иванов, — всегда будет и должно влиять на художника. Учитесь наблюдательности. Учитесь вдумчивому отбору деталей. Учитесь в композиционных эскизах минимальными средствами передавать многое.»
Сочинение по картине Василия Перова «Учитель рисования»
В 1867 году Василий Григорьевич Перов принял участие во Всемирной парижской выставке, где П.А.Третьяков купил у него, теперь уже знаменитую, картину «Тройка».
Также в этом году были написаны несколько значительных работ, посвященных судьбам людей, стоящих на низшей ступени социальной иерархии. В частности была создана небольшая работа «Учитель рисования» в её окончательном варианте.
Эта картина была написана предположительно под впечатлением от истории судьбы художника Петра Михайловича Шмелькова. По рождению крепостной, он по счастливому случаю попавший в только что созданный Московский художественный класс, из которого впоследствии будет организовано Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его талант расцвёл во всём своём недюжинном блеске. Он делал блестящие успехи, подавал большие надежды. За прекрасно написанную картину «Чтение евангелия в сельской церкви» (1843 г), он получает звание «свободного художника» и от хозяина «вольную».
Это счастливое течение жизни вдруг прерывается интригой одного из преподавателей и Шмельков, для того, чтобы выжить вынужден пойти учителем рисования в кадетский корпус. Такого рода занятие практически полностью исключала творческую деятельность. Из этого несчастья Шмельков так и не выпутался. Всю жизнь он задумывал картину и считал, что его состояние временное, и он сможет дальше работать. Но это так и не случилось. Правда он впоследствии из своих подготовительных набросков создал некий жанр, который позже вполне можно было бы назвать карикатурой или сатирической графикой.
На этом поприще он, будучи чрезвычайно талантливым художником, весьма преуспел. По словам историков искусства даже смог оставить значительный след в истории русской графики. Но мечте о свободном творчестве так и не удалось сбыться.
На картине Перова его фигура и выражение лица показывают, что этот человек находится на последней стадии отчаяния. Когда на него смотришь вспоминаются герои Ф.М. Достоевского из его романов «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые» и «Неточка Незванова».
Такая безысходность, усиленная явной бедностью и физическим изнеможением, что невозможно смотреть на него без щемящего чувства. Богатая обстановка комнаты, пачки прорисованных таблиц с изображением носов, ушей и глаз гипсовых оригиналов, стоящих на мольберте. Пустой стул, предназначенный для богатого ученика, явно пренебрегающего бедным учителем. Папка с рисунками самого учителя, небрежно прислонённая к стене позади стула, на котором сидит наш герой.
Всё свидетельствует о потери какой либо надежды на будущее. Эта картина, как многие произведения Василия Григорьевича Перова, отражает судьбу «маленького человека» в России.
Год написания картины: 1867.
Размеры картины: 25 x 20 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: жанровая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.