«Le Rêve» (фр. — «Мечта»), или «А Dream» (анг. — «Мечта»), или «Сон» (русский вариант) считается одним из самых знаменитых шедевров Пикассо периода «большой эротики» и наиболее изысканным примером Живописи Секса. Популярность картины можно объяснить не только благодаря ее явному эротическому подтексту, но и казусу, который произошел с ней в 2006 году. Что касается живописи, то «Lе rêve» была написана Пикассо в течении одного дня 24 января 1932 года в Буажелу (Boisgeloup). На картине изображена любовница-муза художника Мария-Тереза Вальтер — светловолосая красавица с греческим профилем, — которая нежится с закрытыми глазами в ярко-красном кресле. Пикассо было на то время 51 год, а его пленительной натурщице всего лишь 22, последние 5 лет из которых она провела в любовной связи с художником.
Наряду с упрощенными, плавными и упругими линиями, дерзким цветом и округлыми формами, картина является откровенным представлением того, кем была Мария-Тереза для Пикассо — всего лишь сексуальным объектом. Не равной во всех аспектах развития, не спутницей жизни или женой, даже не обыкновенным другом, а попросту игрушкой, бездонным источником сексуального возбуждения и удовлетворений художника. Сильный и прямой эротизм картины указывает, без какой-либо двусмысленности, на опыт физической любви с этой женщиной, описывая его чувственность и прежде всего сексуальную удовлетворенность. Сладострастное содержание «Le Rêve» неоднократно отмечалось критиками, которые утверждали, что картина преисполнена явными сексуальными намеками. Самым примечательным указанием можно считать изображение мужского полового органа на наклоненном лице модели. Если внимательно присмотреться, то действительно в верхней половине раздвоенного лица Марии-Терезы можно узнать фаллический символ. Согласно оригинального названия картины, «Le Rêve» с французского переводится как «Мечта» — таким образом картина изображает процесс «мечтаний» и эти грезы напрямую касаются Пикассо и в частности его половой принадлежности. Некоторые эксперты в дополнение к этому находят процесс превращения алых губ Марии-Терезы во влагалище. Также очевидный сексуальный подтекст подразумевает под собой игра рук, а если быть поточнее, то их месторасположение — они покоятся внизу живота Вальтер. Намек на сексуальное удовлетворение может быть интерпретирован в откинутой назад голове, словно Мария-Тереза поддается сладкому экстазу. Ее блузка элегантно ниспадает с плеч, тем самым обнажая округлую грудь и подчеркивая волнообразные движения вместе с ритмом колыбельной, который пронизывает всю картину. Лента желто-красного колье на шее поднимается и опускается в такт покойному, размеренному дыханию. Кажется, что Мария-Тереза мягкая и упругая одновременно. Ее кожа слегка зеленоватая, отливающая серебром. Этот бледно-зеленый цвет переходит в сиреневые тени, сохраняя волшебную прозрачность. Даже приодетой Мария-Тереза выглядит мягкой и беззаботной, с очевидным чувством радости и неисчерпаемой жизненной силой. Красочность колорита картины вместе с гармонией линий создают контраст: ярко-красное кресло перекликается с зеленью фона, а свежесть серебристого тона кожи подчеркнута теплым коричневым цветом штор. Эти чувственные намеки по всей живописи указывают, что секс у Вальтер не только на уме (фаллическое присутствие на лице), но и между ногами (положение рук у живота). Лицо Марии-Терезы выглядит словно при выполнении фелляции. Согласно высказываниям биографа Пикассо Джона Ричардсона, картина изображает секс на подсознательном, мысленном уровне. А вот нынешний владелец Стив Уиин считает иначе и имеет по этому поводу достойные объяснения. Его восприятие всех этих сексуальных аспектов объясняется так: «Если вы 51-летний мужчина и у вас есть 21-летняя подруга, то вполне естественно, что это воображение самого Пикассо, а не его любовницы. Каждый 51-летний мужчина желает или надеется, что его пассия мечтает исключительно о нем и о его теле. Это своеобразный символ принятия желаемого за действительное». Поэтому предположительно название картины может относиться ближе к мечте Пикассо, а не Вальтер.
Год написания картины: 1932.
Размеры картины: 130,2 x 97 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: портрет.
Стиль: кубизм.
Галерея: частное собрание.