Художник изображает берег Москвы-реки недалеко от с. Архангельское. На картине летнее утро. Кажется, что день будет жарким, но пока еще показаны утренняя свежесть и прохлада. Береговая полоса на переднем плане сильно затемнена, а дальше желтеет в лучах восходящего солнца полоса речного песка.
На левой стороне картины изображен круто поднимающийся, поросший деревьями берег. Широкий изгиб реки со спокойной, словно остановившейся гладью. В воде отражаются темно-зеленые деревья, растущие на краю обрыва. Справа виден противоположный берег из холмов и необъятные дали леса. В небе шапками застыли облака. Пронизанное светом пространство картины насыщено воздухом, и этого воздуха, кажется, так много, что он почти физически ощутим.
Одинокая фигура человека – рыбака с сетями – среди бескрайнего раздолья речного простора выражает спокойствие и демонстрирует преобладание природы над суетным миром людей. Движения рыбака не нарушают неоспоримого покоя реки и небес, отраженных в ней. Все замерло ранним утром, и даже солнца еще не видно.
Картина легко воспринимается благодаря светлым тонам и гармоничному контрасту красок. Она – один из примеров того, за что Саврасов считается «отцом» русского лирического пейзажа. Уже наши с вами современники посвящают ей стихи:
«Пейзаж в Подмоскье – лиричный, красивый,
Где мы видим плавные речки извивы,
Течет величаво, спокойно река,
И так же спокойно плывут облака.
А справа – плес, берег пологий, песчаный.
Полузатемненность переднего плана
Навеет на зрителя грусть и печаль,
Пока не посмотрит он в светлую даль…».
(И. Есаулков)
Год написания картины: 1859.
Размеры картины: 59 x 82 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный художественный музей Латвии, Рига, Латвия.