В 1909 году Серов создает афишу для Русских сезонов в Париже — так называемых Дягилевских сезонов — ежегодных гастролей русских артистов во Франции, организованных русским театральным деятелем, антрепренером Сергеем Дягилевым.
До этого, в 1907 году, в Париже прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова. Затем, в 1908 состоялись оперные сезоны, а в 1909 Дягилев решил, помимо оперы, организовать гастроли русского балета.
Подход Дягилева к постановкам был совершенно новаторским. Он выступил не только как организатор, но и как театральный режиссер высочайшего класса, работавший одновременно с музыкой, танцем и живописью. В обсуждении постановки принимали участие не только хореографы, но и танцоры, композиторы, музыканты, художники. Вместе они придумывали сюжет, создавали декорации и костюмы, продумывали характер музыки и танца.
Зрителям были представлены пять постановок: «Пир», «Половецкие пляски», «Клеопатра», «Павильон Армиды» и «Сильфиды». Балет произвел невероятное впечатление. Жан Кокто говорил о Русских сезонах: «Красный занавес поднимается над праздниками, которые перевернули Францию и которые увлекли толпу в экстазе вслед за колесницей Диониса».
Благодаря афише к Дягилевским Русским сезонам, созданной Серовым, стало возможным сразу заявить о балете Дягилева как о синтезе музыки, танца и живописи. На тонированном холсте углем, темперой и мелом Серов изображает Анну Павлову — легендарную балерину, изящную, невесомую, словно некое неземное создание, танцующее не на сцене, а в воздухе, поднявшись над суетой жизни. Фактически, во многом благодаря именно афише работы Серова Павлова стала олицетворением русского балета начала XX века.
Год написания картины: 1909.
Размеры картины: 194 x 170 см.
Материал: холст тонированный.
Техника написания: уголь, темпера, мел.
Жанр: портрет.
Стиль: импрессионизм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.