Описание картины Валентина Серова «Портрет художника Константина Коровина»

serov-portret-hudozhnika-korovina

Серов и Коровин были неразлучными друзьями — Савва Мамонтов прозвал их «Коров и Серовин», — несмотря на различия в темпераменте и характере, привычках и образе жизни. «Серов, неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный, был всегда обаятелен и на вид угрюмо серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, малоприятной «художественной» небрежностью в костюме. «Паж времен Медичисов» — прозвал его Серов за вечно торчащую у него между жилетом и брюками белую рубашку. Серов был выдержанного, стойкого характера и очень определенного образа мыслей, Коровин же метался, как былинка по ветру: сегодня он на похоронах Баумана… дает сто рублей в кассу революционеров, а завтра с излишней почтительностью заискивает перед директором императорских театров», — вспоминал Всеволод Саввич Мамонтов, сын знаменитого мецената.

Другой мемуарист, князь Сергей Щербатов, писал о Константине Коровине так: «Невозможно себе представить более русского человека, чем Коровин, со всеми русскими прелестями, очарованиями и недостатками. С его блестящей талантливостью, острым умом, наблюдательностью, с его поистине феноменальной силой темперамента, веселостью, доходящей до экзальтированности, восторженностью перед красивыми явлениями в любой области искусства, как и в природе, с его живостью и жизненностью, яркостью восприятия всех явлений жизни, — Коровин был одним из наиболее «красочных», ярких людей, которых мне приходилось встречать. Если делить людей на «колоритных» и «бесцветных», то «живописность» и «колоритность» Коровина были поразительны. В этом была и до глубокой старости сохранившаяся большая прелесть его — несравненного, талантливого рассказчика, балагура и веселого сотрапезника».

Коровин, который обычно в два-три сеанса заканчивал свои работы, часто досадовал, что Серов чересчур долго «копается» с картинами и «засушивает» их. Но здесь Серов, слов но подчиняясь темпераменту друга, пишет размашисто, этюдно, яркими пятнами цвета при великолепной воздушной серебристости общего тона, намеренно стилизуя портрет под живопись самого Коровина. Этой манерой письма передан и «вихлястый», по выражению Серова, характер Коровина, и его «артистическая небрежность»; в то же время Коровин изображен здесь как именно творческая личность, человек искусства: «В небрежно написанной фигуре К. Коровина никто не угадает банкира или ростовщика. Конечно, художника выдают аксессуары, в виде палитры, этюдов, но и без них вы узнаете жреца искусства, ленивого, беспечного, великого в минуты вдохновения и неустойчивого в обычных отношениях жизни», — отозвался о портрете один из рецензентов.

Год написания картины: 1891.

Размеры картины: 111,2 x 89 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: портрет.

Стиль: импрессионизм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.





Оставить комментарий