Описание картины Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»

Serov-Valentin-portret-idy-rubinshtein
В 1910 году Валентин Серов создает портрет Иды Рубинштейн — звезды Русских сезонов в Париже, которые организовывал известный русский театральный деятель Сергей Дягилев.

Тема «жизни напоказ» очень увлекла Серова в последние годы его творчества, и образ Иды Рубинштейн как нельзя лучше подходил для раскрытия этой темы. Художник увидел ее во время своего пребывания в Париже в постановке «Клеопатра», поставленной по пьесе Пушкина «Египетские ночи», и был — как и все зрители — совершенно очарован ею. Серов мечтал написать знаменитую танцовщицу и, наконец познакомившись с ней, спросил, согласится ли она позировать ему «в том виде, в котором венецианские патрицианки позировали Тициану», то есть обнаженной. Из досок и табуреток в церкви Шатель было сделано ложе, накрытое желтым покрывалом. Серов писал ее по нескольку часов в день несколько недель подряд. Лишь один раз ему пришлось сделать перерыв, на время поездки Иды в Москву.

Изображение состоит из нервных, ломаных линий, а сама работа близка к эстетике модерна — образ предельно стилизован, обнаженность не сопряжена здесь с ощущением стыда, это скорее вариант артистического костюмированного портрета — Рубинштейн появлялась в «Клеопатре» практически обнаженной. Даже похожий на змею зеленый шарф, перечеркнувший ноги танцовщицы, напоминает нам о Клеопатре, которая словно бросает прощальный взгляд на зрителя.

Поза Иды свидетельствует о том пристальном внимании публики, перед которым она была совершенно беззащитна, — вся ее жизнь после Русских сезонов Дягилева, принесших ей небывалый успех, стала достоянием общественности.

Закончив портрет, Серов вернулся в Москву. В 1911 году работа была экспонирована на Всемирной выставке в Риме и, как следовало ожидать, подверглась острым нападкам критиков. Вопреки скандалу, портрет был приобретен Музеем Александра III, но лишь после смерти художника работа была оценена по достоинству.

Год написания картины: 1910.

Размеры картины: 47 x 233 см.

Материал: холст.

Техника написания: уголь, темпера.

Жанр: портрет.

Стиль: модерн.

Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.





Оставить комментарий