В родительском доме в Эксе, вблизи Жа де Буффан, Поль Сезанн пишет обычный вид повседневного южнофранцузского пейзажа — «Дорога с горой Сент-Виктуар».
Этот простой строгий мотив с более светлыми красками говорит о воздействии красочной гаммы импрессионистов, но полностью отличается от них и манерой живописи, и способом видения: решительными, широкими мазками, большими красочными пятнами Сезанн сообщает пейзажу суровость и торжественную строгость. Предметы сохраняют свою материальность; песок, земля и скалы не растворяются в воздушной среде, но предстают перед глазами зрителя во всей своей будничной и неприкрашенной реальности. Почти параллельное расположение планов в картине направляет взгляд к ее середине, где зияет дорожная выемка.
Свое отношение к переменам, вызванным техническим прогрессом и в природе, и в людях, Сезанн выражал неоднократно. «Смотритель дорог уродует Экс, нужно торопиться увидеть, пока всё не исчезло», — замечает он своему коллеге живописцу Эмилю Бернару. А археологу Жюлю Борели он однажды сказал: «Я люблю всех, кто живет и стареет, не стараясь изменить обычаи, кто спокойно позволяет себе жить, не считаясь с законами времени. Я ненавижу последствия этих законов».
В свете подобных оценок эта скупая, лишенная эмоций картина с ее мотивом горного массива, полей и холмов, прорезанных дорожной выемкой, может представить как заклинание бесстрастных, извечных и постоянно господствующих сил природы, которые противостоят стремительным переменам времени. В этой работе Сезанна впервые проявляется прославленная горная цепь, гора Сент-Виктуар — массивное, почти сверхреальное в своей кристаллической структуре возвышение, как символ вневременного и вечного.
Год написания картины: 1870.
Размеры картины: 80 x 129 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: пейзаж.
Стиль: импрессионизм.
Галерея: Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия.