Идея написания этой картины возникла у Василия Сурикова в сотую годовщину перехода через Альпы великого русского полководца Александра Суворова во главе своей армии, который он совершил в 1799 году. В работе над этой картиной, художник придерживался классических канонов написания полотен на историческую тему, из-за этого в ней присутствует некая театральность, вполне обычная для исторических картин, написанных предшественниками и некоторыми современниками Сурикова.
К теме мужества и героизма русского народа художник часто обращался в своих работах. Вот и на картине «Переход Суворова через Альпы», Василий Суриков пытается донести до зрителя все величие и высокий дух солдат российской армии, которые несмотря на все опасности, преодолели нелегкий путь через горы, совершив настоящий подвиг.
По мнению многих исследователей творчества Василия Сурикова, особые динамика и экспрессия, присутствующие на его полотнах, берут начало в происхождении художника. Выходец из старинной казачьей фамилии, настоящий сибиряк, Суриков сам был по натуре человеком деятельным и ярким.
На переднем плане картины автор изобразил самого главнокомандующего — Александра Суворова. Изображение его в первых рядах своего войска показывает его настоящим героем, по-отечески любящим своих солдат, и готовым пойти вместе с ними куда угодно. Тщательно проработанные лица солдат изображают различные эмоции, но на всех читается готовность выполнить свой долг до конца.
После написания Суриковым картины «Переход Суворова через Альпы», на нее обратил внимание известный художник-баталист Василий Верещагин и в пух и прах раскритиковал ее, указывая на неправдоподобность деталей и манер солдат, офицеров и самого Суворова, на что Василий Суриков ответил, что эта работа создавалась не ради изображения исторической достоверности, а для того, чтобы еще раз подчеркнуть героический подвиг и мужество российских солдат под предводительством великого полководца Александра Суворова.
Год написания картины: 1899.
Размеры картины: 495 x 373 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: историческая живопись.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.