В конце семидесятых годов 19 столетия художнику был дан заказ на три картины для здания управления Донецкой железной дороги. Васнецова всё сильнее тянет к русскому фольклору. Красочнее становятся изображаемые им образы, сказочные сюжеты, и вот, наконец, художник дает жизнь трём прекрасным царевнам: Золотой, Медный и Царевне Каменного угля. Сказочный сюжет художник сумел адаптировать к тематике железных дорог. По сути, девушки на картине олицетворяют собой главные богатства края — золото медь и уголь. Однако, эта картина не удовлетворила членов правления железной дороги, им не понравились статные девушки в роскошных одеждах и стоящая чуть в стороне их скромная подруга. Эту версию картину купил брат Саввы Ивановича — Александр Иванович Мамонтов.
В 1884 году Васнецов создает второй вариант картины. Он меняет цветовую гамму на более светлую, яркую, и позволяет младший царевне опустить руки вдоль тела. Теперь она не кажется маленькой и неуверенной в себе рядом с подругами. Эту картину выкупил меценат и коллекционер Терещенко. Сейчас она находится в Киевском музее русского искусства.
Год написания картины: 1879.
Размеры картины: 152,7 x 165,2 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: мифологическая живопись.
Стиль: романтизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.