Вдохновение для многих своих работ Михаил Врубель черпал в национальном русском фольклоре, былинах, эпосе, но не слепо переводил их на холст, а творчески обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие художнику. Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни, известная певица Надежда Забела. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе.
Попытка изобразить музыкальность образа увенчалась успехом: мерцание и переливы невесомых красок, игра серых и розовых полутонов заставляют полотно «звучать». Волшебное сияние драгоценностей, блики зари создают поистине сказочную атмосферу, помогающую донести до зрителя обаяние народной легенды.
Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины, обернувшись, она смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами. Едва приподняты брови, сжаты губы, создается ощущение какой-то недосказанности, загадки. Картина словно является окном в волшебный мир, где волшебная то ли девушка, то ли птица плывет к неведомым берегам. Солнце отблесками лучей играет на ее белых перьях, разбиваясь радугой.
В оригинальной сказке Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный, но Врубель, взглянув на нее сквозь призму своего видения мира, изменил настроение этого образа. В работе Врубеля он, скорее, тревожный, предостерегающий; дева не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись словно в последний раз.
Год написания картины: 1900.
Размеры картины: 142,5 x 93,5 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: литературная живопись.
Стиль: символизм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.