Описание картины Татьяны Яблонской «Жизнь продолжается»

Yablonskaya-Tatyana-zhizn-prodolzhaetsya

Сейчас трудно вообразить хотя бы несколько причин, по которым картина «Жизнь продолжается» Татьяны Яблонской могла бы «позорить советскую власть». Но тогда, в 1970 году, накануне открытия Шевченковской выставки, их нашлось предостаточно, чтобы снять картину с экспозиции, саму художницу – со всех занимаемых должностей, а имя Яблонской на несколько лет сделать запретным для каких бы то ни было упоминаний вслух и в печати.

Первыми художественными критиками для советских живописцев и скульпторов были люди далекие от искусства. Накануне открытия любой выставки экспозицию тщательно осматривал какой-нибудь чиновник, ответственный за пропаганду, и решал – может ли картина или скульптура предстать перед зрителем. Яблонская совершила слишком смелый поступок, выступив против такой традиции на одном из съездов художников. Ей не могли этого не припомнить.

Еще в начале 60-х уставшая от детских сюжетов и весенней безоблачности Татьяна Яблонская искала отправную точку для творческой перезагрузки и нашла ее в Закарпатье. Активному поиску новых вдохновляющих образов способствовала начавшаяся «оттепель». Художница очень ценила эту картину и считала ее одной из лучших в цикле, но весь этот яркий, насыщенный творческими поисками путь оказался для нее ложным: «В это же время началось и повальное увлечение монументальным искусством. Всерьез говорилось о том, что станковая картина себя изжила. Только обобщающие образы, только синтез чувств и мыслей, обобщающие формы, стилизация. И я в своих поисках также пыталась выразить общие мысли, найти большие, емкие образы. Все это было бы хорошо, но у меня это дошло до пошлой безвкусной стилизации». И снова нужно было выруливать из нового тупика. Выруливать в живопись.

Кстати о картине, которая позорила советскую власть. Яблонскую вызвали в ЦК и два часа подробно рассказывали, что она чуть ли не враг народа. На ее картине стена сельского дома слишком старая, да и эта гирлянда из перцев и кукурузы ужасная, а женщина одета совсем не по моде – советские женщины в крепдешине ходят. Клевета, одним словом.

Год написания картины: 1970.

Размеры картины: нет данных.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: социалистический реализм.

Галерея: Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина.

Оставить комментарий